Знания? Нет, не слышал.

Зачастую я часто слышу мнения разных профессоров — и довольно глубоких по образу мыслей (как в России, так и за рубежом) — по поводу важности знаний. 

В частности высказывается мнение о том, что скоро наступит эпоха, при которой процесс запоминания будет минимизирован или полностью исключён из обучения.

 Аргументация весьма известная: мол, есть гаджеты, позволяющие быстро найти нужную информацию, что якобы позволяет человеку не запоминать информацию, а надеяться на то, что информация никуда не исчезнет, и попросту сохранять её в закладки, на облака или на USB-накопители.

 Также эта когорта людей утешает нас тем, что появится совершенно иная цель — создать человека креативного, способного преображать действительность.

Митио Каку: Учёба уже не будет базироваться на запоминании

  Вроде бы после этого мы должны радоваться, а те, кого это пугает, просто ретроград или человек, не умеющий приспособиться к новым условиям. 

 Может быть, я и ретроград (но в этом сомневаюсь хотя бы потому, что сам ратую за науку и образование), однако меня тут что-то тревожит… Очень настораживает даже.

 Во-первых, то, что сами учёные, проделавшие явно не очень короткий путь в получении знаний и передачи этих знаний другим, вдруг начинают исключать запоминание как необходимый когнитивный элемент. 

 Во-вторых, то, что было так общепринято повсюду — и на Западе, и на Востоке — начинает подвергаться если не полному устранению из жизни, то скепсису.

Нет, я абсолютно не собираюсь устраивать панику по этому поводу, но согласитесь, что есть в этом какое-то лицемерие. 

 Недаром великий писатель и культуролог Умберто Эко учит своего внука заучивать материал. Он пишет о памяти следующее:

 «Память подобна мускулам твоих ног. Если ты ее перестанешь упражнять, то она станет дряблой, и ты (будем говорить без обиняков) превратишься в идиота. Кроме того, все мы в старости рискуем заболеть болезнью Альцгеймера, и один из способов избежать этой неприятности заключается в постоянном упражнении нашей памяти».

 Иными словами, есть в стремлении изъять запоминание из нашей жизни какой-то злой умысел. Я не про заговор совсем, но вас не настораживает, что про это говорят, как правило, экономисты и технари. 

 Похоже, существует некое лобби, стремяшееся поселить в людях иллюзию ненужности запоминания, чтобы как раз продавать людям гаджести.

 Само собой, транснациональные корпорации вроде Apple и Android оказывают сильное воздействие на мировую науку.  Неспроста сейчас миллиарды денег тратятся именно на IT-технологии, на теорию информации, а не на аграрный сектор, например.

 В самой же Кремниевой Долине — месте, где живут и учатся очень одарённые студенты и самые влиятельные бизнесмены (без всякой иронии) — стараются максимально скрыть информацию о том месте.  

 Но не станем заходить слишком далеко.

 Важно также то, что сама по себе рекламируемая креативность в качестве главного тренда будущего не рождается из ничего. 

 Можем ли мы встретить хоть одного креативного человека, обделённого знаниями, усвоенными когда-то в том числе и через запоминание? 

 Я попытался вспомнить. У меня не получилось. 

 Возможно, это связано с тем, что сами по себе идеи завязаны в том числе и на памяти. Да, нужно уделять много времени процессам внимания и восприятия, порождению творческой мысли, анализу информации… Без этого никак..

 Но зачем отказываться от того, что всю жизнь ценилось людьми и за что часто выступали апологеты просвещения и образования? 

 Да, можно вполне менять способы запоминания, комбинировать их, если не получается старый.

Например, я нередко вижу в школах банальное зазубривание. В учебниках по английскому совсем не уделяется такому важному пункту, как говорение. За это я готов критиковать и даже бранить наших министров, которые совсем не учат людей самому важному в любом живом языке — коммуникации. Ведь вербализация часто способствует и сохранению знаний, особенно если речь идёт о школьниках..

 Но вот так революцьонно обросить аспект образования я бы не осмелился. 

 

 

Обсудить у себя 3
Комментарии (6)

Гаджеты — не замена, а дополнение.

Именно.

 

Все ведет к упрощению… школьники сейчас не думают-а зачем? когда можно ткнуть кнопку и в интернете прочитать все, подготовить реферат(доклад)… у нас в школе сейчас и язык на слух изучают… даже не представляю, как это?

Вот всегда говорю, что мозг — это мышца, которую следует развивать и если у человека нет каких-то повреждений этого органа, то при усердии можно добиться прогресса. Это было раз.

А два —  это отношение к гаджетам. Человек вообще такое существо, которое настроено на то, чтобы упрощать свою жизнь. Мы умные лентяи и делаем все так, чтобы минимально напрягаться — отсюда научный прогресс. Но вспомним учения гуманистов, которые говорили, что человеком может называться только то существо, которое одинакого развивает и тело, и разум, и дух. 

Все новые технологии дарят нам прекрасный инструментарий, чтобы познавать мир быстрее, век человеческой жизни так краток. А мы глупцы, так неэффективно этим пользуемся, а жаль...

Не видела, чтобы кто-то говорил, будто запоминать совсем не нужно. Просто объёмы информации сейчас столь велики, что гораздо важнее уметь ориентироваться в ней и быстро находить нужную, нежели крепко держать в голове ограниченное её количество. 

Ну, почитайте того же Митио Каку.  Он говорит о том, что процесс обучения в скором времени не будет основываться на запоминании.

 Дело не в том, что гораздо важнее, на мой непросвещённый взгляд. А в том, что эти процессы должны идти рука об руку. 

Но уже есть заинтересованные люди, которые стремятся изъять из многих программ процесс запоминания. 

 Это к тому, что не стоит поддаваться этому.  И без развития памяти как важного компонента познания не станет и других навыков. 

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Павел
Павел
сейчас на сайте
Родился: 5 Января
тел: +7(952)732-55-31
icq: 614479562
unknown201486@mail.ru
Читателей: 187 Опыт: 0 Карма: 1
все 167 Мои друзья