О психологическом аспекте изучения литературы.

 Литература — это, безусловно, пища для ума. 

 Как и любая пища, бывает разной, а, стало быть, и вкусы у всех разное.

 Казалось бы, прописная истина, но вот как быть с изучением литературы в школе?

 Вопрос ведь не такой простой, каким кажется. 

 Детей ведь не спрашивают, что им читать. Им кидают Толстого, Чехова, Бунина, Пушкина и прочих, но ведь литература может быть не по душе. И ведь это очень серьёзный аспект, поскольку литература — это не только набор абстрактных символов, но и мировоззрение, опыт человека. А само чтение — это не только процесс бегания по строчкам, но и отдача энергии.

 Мне вот, например, очень тяжело даётся творчество Горького. Да, мой филологический опыт мне позволяет взглянуть на его творчество и на процесс чтения под другим ракурсом, но вот если ребёнка  тошнит от Горького и он просто не может дочитать его «Старуху Изергиль»? Сразу кидаться и говорить, что он неуч и лентяй?

 Я не говорю, что нужно отказаться от литературы в школе. Конечно, это очень важный предмет.

 Но и трудно судить детей, если они чувствуют бессмысленным то, что им задают читать. А ещё хуже — тлетворным и мерзким.

Трудно это всё, очень трудно. 

 

 

 

 

Обсудить у себя 4
Комментарии (12)

Идеально было бы изучать литературу в школе в контексте времени его написания, что бы ученики представляли ту эпоху, о которой идет речь в книге… к сожалению.в школе другая программа...

 Понимаешь, и тут всё непросто. Ну, скажем мы, что в ту эпоху было так-то и так-то. 

Взрослые-то не всегда ощущают связь со временем, а что требовать от ребёнка?

 К тому же есть литература, которая вообще выбивается из времени (либо описывает прошлое, либо предполагает о возможном будущем). 

 Кстати, в школе исторический аспект не игнорируется.

Я с четырех лет умею и обожаю читать. Не нужно было у меня спрашивать, что я хочу, всегда сама находила книги по вкусу. С литературой в школе знакомилась, но неохотно. Позади школа и универ, а классику, которую надо было по программе читать, я все еще не полюбила.

 Я бы не стал так шапкозакидательски тоже, поскольку в классической литературе много полезного.

 Но эмоциональный аспект в этом плане очень трудный.

 

Это пример того, как отбивается охота читать то, что навязывают. А уж про свое мнение в сочинениях по прочитанному я промолчу. Еще одна проблема литературы в школе.

  Не всем и математика нравится, кому-то химия, а кого-то от физкультуры в озноб кидает. Но ведь личность и не должна развиваться однобоко, обучение должно быть разносторонним.

 Я не сказал, что она должна быть по желанию.  Я только за.

 Просто  эмоциональный аспект очень труден.

Это верно. Дело здесь в грамотной педагогике, чтобы пробудить у ученика интерес к тому, что он считает скучным.

Леша, ты сегодня просто радуешь меня!

Если оставить это на «дело вкуса», так большинство детей заорут, что им вообще никто из классиков не нравится)))) Изучение литературы это именно «изучение», это труд. Усилия. Преодоление собственного опыта, природной лени и т.д. Кто сказал, что это должно быть легко? Историк прав, есть обязательные предметы и от этого никуда не уйдешь. Да и помимо Горького в школе много кого проходят)) Старуху Изергиль я, может, тоже не люблю, но «Жизнь Клима Самгина» — шедевр! Хотя, кто сейчас способен осилить текст таких объёмов? ((

Форма преподавания лит-ры в школе — это да, это действительно тяжёлый вопрос.

Интересная позиция. Я училась в школе, где помимо уроков литературы( у меня была программа для гимназий) был еще предмет, на котором мы проходили современную литературу. И у меня был замечательный педагог. Поэтому, я не могу судить о других школах, но все же считаю, что должна быть обязательная, «классическая» программа. Это необходимые базовае знания, без которых потом невозможно читать и понимать современную литературу. Я считаю, что именно при поверхностном, избирательном подходе к литературе( а что это, если не мудрость поколений?), мы пропускаем описание событий, проблем, которые уже затрагивали мир и личность, и вновь наступаем на одни и те же грабли.

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Павел
Павел
сейчас на сайте
Родился: 5 Января
тел: +7(952)732-55-31
icq: 614479562
unknown201486@mail.ru
Читателей: 186 Опыт: 0 Карма: 1
все 165 Мои друзья