О моём понимании искусства.
В искусстве должна быть максимальная свобода. Она не должна быть безграничной, конечно, но нужно дать возможность человеку выразить свою мысль так, как он этого хочет.
Единственное, что надо сделать, — это установить какие-либо социальные ограничения на то или иное произведение искусства.
То есть, так, как делается сейчас. Возрастное ограничение или надписи типа «слабонервным не смотреть». Только тщательно это продумать.
А вот решать, что можно и что нельзя показывать, кто должен? Извините, высокомерные граждане, никто. Особенно те, которые мало что сделали для современного искусства.
Да-да, никто, потому что вопросы искусства — это, пожалуй, одни из самых спорных.
У кого есть готовая концепция, что можно и что нельзя показывать, что говорить и где смолчать? Ни у кого.
В своё время произведение Флобера «Госпожа Бовари» считали развратным произведением. Автора даже судили, хотя у него нашёлся адвокат, который его спас.
Понимаете, это данность. Если человек хочет высказаться, пусть выскажется. В наше время и без того всяких ограничений полно, а уж сказать-то...
Да, беда многих художников и творческих деятелей в том, что они далеко не всегда нравственны. Пожалуй, даже порой позволяют себе ужасные вещи. Но это тоже люди.
Мы можем любить их творчество или не любить.
А по поводу граней… Они так-то установлены. Есть статьи за хулиганство (грубое нарушение общественного порядка), за насильственные действия в отношении любой группы людей (почему здесь надо выделять только клерикалов, понять не могу). Понятно, что эти вещи допускать нельзя. И искусства тут нет.
Последний вопрос, который я хочу задать тем, кто против свободомыслия в искусстве:
— А судьи кто?
Даже мы, филологи, как и многие искусствоведы, спорим по поводу художественной ценности многих произведений, потому что искусство очень неоднозначно и очень сложно, чтобы сказать определённо, что есть оно и что нет.
Тем не менее, работать над определением граней необходимо.
Кто этим должен заниматься?
Искусствоведы, учёные, юристы. Желательно, специально подготовленные для такой работы.
Ну, вроде бы да. А если у искусствоведов будут разные взгляды? Мнением большинства?
Как правило, такие комиссии так и решают. Например, когда решается вопрос о вменяемости, врачи-психиатры голосуют.
Тогда это возврат к цензуре, подобной советской. Сколько лет всякие партийные деятели искусства запрещали Булгакова.
Ты имеешь ввиду запрет, который выдают чиновники, которые не понимают, о чём вообще идёт речь.
Нет, почему… Худсоветы.
Кстати, худсоветы часто защищали авторов и исполнителей.
искусство может и должно быть разным. в угоду его ценителям)
по моему само понятие«искусство» довольно расплывчато. Является ли искусством заляпанный яйцами, горчицей, красками и ещё неизвестно чем холст? Может -средство самовыражения? Может. Но для меня искусство это нечто другое.
Ключевое слово — для тебя. Для меня тоже.
Я говорю о другом. О том, что мы можем считать или не считать это искусством. Это нормально.
Но это всё субъективно. Никто не знает, что искусство и что нет вплоть до малейших подробностей.
А мне кажется что этакий субъективизм и губит искусство, во всяком случае искусство опять же в моем понимании