Запоминание? Нет, не слышал.
Зачастую я часто слышу мнения разных профессоров — и довольно глубоких по образу мыслей (как в России, так и за рубежом) — по поводу важности запоминания.
В частности высказывается мнение о том, что скоро наступит эпоха, при которой процесс запоминания будет минимизирован или полностью исключён из обучения.
Аргументация весьма известная: мол, есть гаджеты, позволяющие быстро найти нужную информацию, что якобы позволяет человеку не запоминать информацию, а надеяться на то, что информация никуда не исчезнет, и попросту сохранять её в закладки, на облака или на USB-накопители.
Также эта когорта людей утешает нас тем, что появится совершенно иная цель — создать человека креативного, способного преображать действительность.
Митио Каку: Учёба уже не будет базироваться на запоминании
Вроде бы после этого мы должны радоваться, а те, кого это пугает, просто ретроград или человек, не умеющий приспособиться к новым условиям.
Может быть, я и ретроград (но в этом сомневаюсь хотя бы потому, что сам ратую за науку и образование), однако меня тут что-то тревожит… Очень настораживает даже.
Во-первых, то, что сами учёные, проделавшие явно не очень короткий путь в получении знаний и передачи этих знаний другим, вдруг начинают исключать запоминание как необходимый когнитивный элемент.
Во-вторых, то, что было так общепринято повсюду — и на Западе, и на Востоке — начинает подвергаться если не полному устранению из жизни, то скепсису.
Нет, я абсолютно не собираюсь устраивать панику по этому поводу, но согласитесь, что есть в этом какое-то лицемерие.
Недаром великий писатель и культуролог Умберто Эко учит своего внука заучивать материал. Он пишет о памяти следующее:
«Память подобна мускулам твоих ног. Если ты ее перестанешь упражнять, то она станет дряблой, и ты (будем говорить без обиняков) превратишься в идиота. Кроме того, все мы в старости рискуем заболеть болезнью Альцгеймера, и один из способов избежать этой неприятности заключается в постоянном упражнении нашей памяти».
Иными словами, есть в стремлении изъять запоминание из нашей жизни какой-то злой умысел. Я не про заговор совсем, но вас не настораживает, что про это говорят, как правило, экономисты и технари.
Похоже, существует некое лобби, стремяшееся поселить в людях иллюзию ненужности запоминания, чтобы как раз продавать людям гаджести.
Само собой, транснациональные корпорации вроде Apple и Android оказывают сильное воздействие на мировую науку. Неспроста сейчас миллиарды денег тратятся именно на IT-технологии, на теорию информации, а не на аграрный сектор, например.
В самой же Кремниевой Долине — месте, где живут и учатся очень одарённые студенты и самые влиятельные бизнесмены (без всякой иронии) — стараются максимально скрыть информацию о том месте.
Но не станем заходить слишком далеко.
Важно также то, что сама по себе рекламируемая креативность в качестве главного тренда будущего не рождается из ничего.
Можем ли мы встретить хоть одного креативного человека, обделённого знаниями, усвоенными когда-то в том числе и через запоминание?
Я попытался вспомнить. У меня не получилось.
Возможно, это связано с тем, что сами по себе идеи завязаны в том числе и на памяти. Да, нужно уделять много времени процессам внимания и восприятия, порождению творческой мысли, анализу информации… Без этого никак..
Но зачем отказываться от того, что всю жизнь ценилось людьми и за что часто выступали апологеты просвещения и образования?
Да, можно вполне менять способы запоминания, комбинировать их, если не получается старый.
Например, я нередко вижу в школах банальное зазубривание. В учебниках по английскому совсем не уделяется такому важному пункту, как говорение. За это я готов критиковать и даже бранить наших министров, которые совсем не учат людей самому важному в любом живом языке — коммуникации. Ведь вербализация часто способствует и сохранению знаний, особенно если речь идёт о школьниках..
Но вот так революцьонно обросить аспект запоминания я бы не осмелился.