Кто о чём, а Паша о школьном образовании.
В чём лично я вижу парадокс образования? В его репрессивной манере.
В чём она заключается? В том, что, с одной стороны, мы требуем от ученика максимальной безошибочности решений задач, с другой сторны, мы ругаем его за отсутствие инициативы. То есть, ребёнок воспринимается как некая машина, которая всегда должна срабатывать.
Но человек не машина. Даже машина выходит из строя, а мы требуем от ребёнка безупречности решения задач, забывая хотя бы о том, что идеальных решений нет. Напротив, множество научных решений было сделано на ошибках, особенно если это касается математических наук.
Как же тогда решить эту проблему?
На мой взгляд, акцент должен быть поставлен как раз не на быстрой успешности, а на инициативе.
Да, есть дети, которые быстро схватывают всё новое и быстрее усваивают материал. Их не стоит сбрасывать со счетов.
Но не стоит забывать и о тех, кому учиться гораздо сложнее (в том или ином предмете). И родители, и учителя часто ругают таких, но, как мне кажется, должны ругать больше себя, чем детей.
Почему? Да потому что ребёнок делает первый шаг, а мы уже записываем его в двоечники и в разряд тех, кто станет дворником (хотя чем плоха профессия дворника?). То есть, быстро ставим на нём крест.
Что бы я предложил?
Отказаться от системы отметок. Мол, столько-то баллов, «пять» или «два».
Почему? Да потому что дети обычно вообще не видят за этим цифрами стимул к решению новых задач. Если «пятёрка», то ребёнок может расслабиться и посчитать себя очень умным, а у «двоечника» могут возникнуть комплексы. А уж про «тройки» и «четвёрки» я вообще молчу.
Я бы выстроил систему, при которой ребёнку надо было бы объяснять, почему его ответ близок к истине или далёк от неё. С рекомендацией, что ему надо было бы исправить.
Тут и роль оценки не теряется, и поощряется инициатива.
Да, с ребёнком надо разговаривать! Не ругаться, не пытаться шельмовать или высмеивать, а именно разговаривать. Именно в диалоге мы и будем видеть, что это за ребёнок.
И не надо думать, что я говорю о простом образовании вроде болталок ни о чём. Нет, конечно.
Я говорю о том, что главным качеством любого человека должно быть трудолюбие. Успешность идей приходит со временем, а вот трудолюбие надо вырабатывать.
В одном из видео «Бесогон ТВ» Никиты Михалкова как раз речь шла об образовании. И там он процитировал документ, где Ливанов заявил, что главная цель образования — это «воспитание квалифицированного потребителя».
Меня это реально тронуло. Есть, оказывается, неквалифицированные потребители!
Если из человека воспитывают потребителя, то что же тогда удивляться тому, что в обществе так мало моральных ценностей?
Не думайте, что я говорю только о российском образовании, а об образовании как мировом феномене, поскольку такая репрессивная система есть почти везде.
Просто мне кажется, что школа и институты должны воспитывать в человеке творца или производителя.
А для этого нужно дать человеку направление в сторону созидательной деятельности!
P.s. У меня ещё есть мысли по поводу образования. Выскажу их позже.
Человек всю жизнь будет получать оценки. И пять, и два, и единицу. Это раз.
Никто не мешает двоечнику взяться за ум, взять в руки свою жопу, сесть и начать учиться. Это два.
Если человек не в состоянии усвоить простейшую школьную программу — его путь в другую школу. Класс коррекции еще никто не отменял. Церковно-приходскую школу тоже. Это три.
Ученик/школьник/ребенок не бесправный и не собачка, лишенная голоса. Если его «недооцннивают» и «затерают» -дело явно в человеческом факторе. Менять школу. Это четыре.
И если быть честным — я помню, как возились учителя с некоторыми особенными детьми, пытались до них донести разумное, ценное, вечное. Вот только не стоили того детишки. А единственной оценкой им мог служить срок в колонии. Ну, или взятка.
Дети должны привыкать, что их оценивают. Их всегда будут оценивать. Везде. Двойку хотя бы исправить можно. цо
То есть, ты в реальной жизни получаешь отметки? В реальной жизни ты вообще никаких отметок не получаешь. Тебе просто говорят, что ты сделал не так.
Я же не сказал, что в принципе отменить оценки. Преподаватель всегда будет оценивать, но просто иным способом: в виде объяснения, что ученик неверно сделал и что ему надо поменять, чтобы стать лучше.
Понимаешь ли, есть дети не только с отклонениями, но и творческие, например. И дети вообще чересчур разные.
И дело не в том, могут они осилить или нет, а в том, что подход к образованию должен строиться на воспитании человека-творца, для которого важна инициатива.
А при современной системе, когда ребёнка просто подвергают унижениям за неверную попытку решить задачу, ему тяжело адаптироваться.
Ему нужно объяснять, как и что правильно делать, а не тыкать лишний раз в дневник, что у него там «два» или «пять».
В этом суть, а не в том, что я вообще безоценочность предлагаю.
Получаешь, Павел. Просто ты свой «дневник» давно не открывал)
Тогда каждому ученичку понадобится личный учитель на всю жизнь. Особенно творческому)
Личные учителя — это родители или репетиторы.
А в школе должны работать квалифицированные преподаватели, которые умеют найти подход к детям через диалог.
А многие учителя даже двух слов связать не могут. Именно через диалог, кстати, выясняется и компетентность педагога.
А судьи кто?
Вообще-то начальство. Оно должно делать жёсткий отбор педагогов.
И тут возникает жопца… в начальстве именно школы зачастую сидят люди, не способные оценить то, что они берут на работу.
Да, такое тоже бывает. Соглашусь.
Извините, что вмешиваюсь.
Дети разные, в том-то и дело. С одним объяснения проканают, но большинство все равно придется заставлять. Дети не хотят учиться
Понимаешь, многие не хотят учиться не потому, что они лентяй. Да, есть бездельники, но о них мы и не говорим.
Я говорю про тех, которые хотят заниматься, но их загоняют в рамки всякими баллами, которые якобы отражают знания.
Я считаю, что в человеке надо сформировать не боящегося учителей человека, а человека, для которого труд и созидание — это дело всей жизни, в какой бы сфере он ни работал.
Нет, не трудоголик. А человек, уважающий труд.
Есть такие, кому и правда нравится что-то узнавать, учиться им интересно. Но их — меньшинство. Большинству же куда интереснее играть (хотела бы сказать «во дворе», но сейчас время другое — в компьютер), а не учиться
Да, может и можно дать детям больше свободы и меньше сидения в четырех стенах над учебниками и тетрадями. Но над учебниками и тетрадями все равно придется сидеть, как ни крути.
Я не говорю о том, что вообще всё распустить.
Я как раз считаю, что школа должна вызвать у человека желание работать умственно и физически, над чем-то думать или что-то порождать.
Для этого надо отказаться от системы оценивания по каким-то шкалам. А нужно научиться объяснять, в чём ошибки и над чем надо работать. Так погружение в материал будет гораздо глубже, чем просто оценки в дневнике.
Не у всех людей вообще можно вызвать такое желание в принципе. Да и школа должна в первую очередь дать знания.
Детям, особенно в начальной школе, плевать, в чем их ошибки
Если это совсем не развивать, то, конечно, будет всё в том же духе.
Но знание через какую-то деятельность. Заметь, сейчас дети почти не пишут от руки. Пусть дети больше пишут и читают.
Раньше дети больше писали. И запоминали. Те же сочинения.
А сейчас что? На ЕГЭ или ОГЭ что-то пишут, да и сочинениями это не назовёшь.
А потом мы требуем от детей, чтобы они чем-то увлекались.
Хех… Паша, по-моему ты живешь, точнее хочешь жить, в каком-то фантастическом мире )
Нет, не в фантастическом. Вполне себе реальным, если это постараться воплотить.
Никто же не говорит, что всё будет идеально. Просто подход изменится и будет намного лучше.
У нас в универе была 100 бальная система и нужно было набрать не менее 50 баллов. По-моему хороший подход. Сам понимаешь, что нужно учить. Нет «погонщика», который делит всех на дураков и умных.
А эти баллы отражают знания? У нас тоже такая была почти.
Мне кажется, суть не в баллах, а в желании студента заниматься. Надо же стимулировать его к деятельности, а не к накоплению баллов.
Да, можно сказать, что и набор баллов — это тоже деятельность. Но для меня это скорее симуляция деятельности.
Лично я бы просто проводил еженедельную отчётность с проверкой заданий и комментариями, кому что надо улучшить или дополнить.
Вот когда получение знаний будет сочетаться с созиданием и с развитием личности, тогда и не нужно будет делить на умных и неумных.
Каждый, кто трудится, будет достоин своей критики и своей похвалы.
Какая бы система не была — а идеальной не будет.
Соглашусь, но я говорю только об аспекте воспитания у человека трудолюбия, что мне кажется основным.
А я с тобой не соглашусь в том вопросе, что фраза «воспитание квалифицированного потребителя» несёт в себе какой-либо негативный контекст. В конце концов, все мы что-либо потребляем, при чём количество потребляемых продуктов, вещей и услуг у каждого отдельно взятого человека всегда будет превосходить количество того, что он способен произвести. И вот как раз потреблять грамотно, осознанно и вдумчиво — это очень важная черта, за отсутствие которой человек переплачивает порой двойную-тройную цену, и чем очень успешно пользуются маркетологи всех сортов и видов.
Понимаешь ли, это воспитать нельзя.
Тогда в школе надо ввести предмет — рациональная трата денежных средств.
Но это же чушь собачья.
Предположим, даже хорошо, что такое воспитание ведётся.
Но явно это не должно быть главной целью. Если так воспитывать, то что тогда удивляться, что у нас в стране куча бездельников, которые не хотят работать?
А воспитать, как мне кажется, лучше трудолюбие и инициативу. Это даст свои плоды.
Я, например, вижу, что дети, которые прилагают усилия и внедряются в творческий процесс, гораздо больше знают, чем те, которые считают себя и без того умными. Иногда даже и обгоняют «талантливых во всём» детей.
Смотри шире на проблему. Разумно тратить денежные средства — лишь верхушка айсберга. А его основание — как раз в прочных знаниях по всем школьным предметам. Человеку, более-менее разбирающемуся в основах биологии, не втюхаешь подсолнечное масло без холестерина — самый классический пример. Человек, не прогуливавший уроки музыки, не станет радостно притопывать под бездарную попсу (утрированно).
Таким образом, человек с высокой культурой потребления рано или поздно заставит производителей подтянуться до своего уровня. И будет вынужден сам являться хорошим специалистом, так как откровенно низкокачественная продукция никому не будет нужна.
Это логично, но это же не самоцель.
Хотя… откуда ты знаешь, из чего наше масло приготовлено. Не всё, что написано на упаковке, правда. А проводить специальное расследование тоже вряд ли будешь.
Но я понял, о чём ты.
Согласен, что цель частично оправдана. Но снижаться до уровня потребления я бы не стал.
+500.
В начале 90-ых мели все. Не понимали, вредно это или нет. Нужно-не нужно — главное схватить и захавать. Травились, уродовались, даже не понимали из-за чего.
дважды два пять — потому что? это просто смешно)
Естественно, не до абсурда доходить.
Но то же решение задач очень много объяснений требует.
многое не требует
Я понимаю, что есть аксиомы, но есть те вещи, в которых нельзя без подробного объяснения.
Если бы всё было так просто, то не было бы геометрии Евклида и Лобачевского.
Как говорил Омар Хайям:
Всё, что видим мы, видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире.
Ибо тайная сущность вещей не видна.
Так что образование, особенно школьное, не столь очевидный процесс. И он требует тесного взаимодействия учителя и ученика.
Хотя я слышал, что в какой-то системе счисления и дважды два -пять.
На самом деле всё, что ты описываешь уже реализуется в рамках ФГОС. Я могу судить только о том, что вижу сама, а это общее образование (начальное, основное общее и среднее(полное)). Все эти чудесные документы о том, как и чему надо учить говорят нам, что учитель прежде всего формирует личность, которая готова самостоятельно обучаться, развиваться и самоопределяться. Это планируемый личностный результат. Есть еще ряд планируемых результатов — метопредметный и предметный, ну тут все понятно. Владение понятиями и знаниями межпредметными и конкретным предметом. В итоге мы (учителя) должны сформировать личность будущего (а именно ту, которая пригодиться в обществе через 11 лет), патриота, гражданина и тп и тд. В документах об этом много написано.
А что не так с системой? Про оценки давно говорят все и впервую очередь учителя. Ведь за неуспеваемость ученика люлей получает учитель, ведь это учитель не научил. С такой системой отчетности двойки никто старается не ставить, чтоб себе самому не портить статистику. Всё учителя дружно хором говорят о лицейской оценке времен Пушкина, когда учитывалось полученное знание: отлично, хорошо, знает основы, освоены азы, имеет сведения, прослушил, не освоил. Ну что-то подобное в оценивание
По поводу негативное влияния отметок, как средства оценивания ученика написан целый том о том как и что надо оценивать в рамках преподавания по ФГОС. В электронном дневнике преподаватель оценивает ребенка не только отменткой, но и по пяти пунктам, каждого ребенка на каждом предмете. Вот только времени на это не хватает. В нашей школе оцениваение по 5 пунктам не обязательное, а вот в некоторых школах Москвы — это уже работает. Называется это развернутая оценка.
Много что-то я написала. В итоге хочу сказать одно — на бумажке у нас все есть и мысли дельные местами, а вот реализация страдает. Из-за кипы бумаг и отчетностей учитель элементарно не успевает учить. Считай нужен методист к каждому педагогу или хотя бы 1-2 методиста на школу, чтобы хлам этот бумажный помогал разбирать. Ведь есть педагоги отличные и хорошие, но кто с этими бумажками не может разобраться, особенно в электронном виде — для них это мучение. Многие такие просто ушли из школы.